?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чтобы понимать, как будут действовать США в той или иной ситуации, полезно знать, как они действовали в подобных ситуациях ранее. Например, еще никогда США не предпринимали решительных мер по отношению к странам, стремящимся получить ядерное оружие, будь то коммунистический Китай, Индия, Пакистан или Северная Корея.

Что касается нынешнего диалога между Иерусалимом и Вашингтоном, то одна из проблем как всегда, герменевтическая - интерпретация высказываний. Вот министр обороны США Леон Панетта говорит, что Израиль, как суверенное государство, имеет полное право принимать решения об обеспечении своей безопасности. Израильский журналист эти слова интерпретирует так: "А! Он имел в виду нечто  противоположное, Израиль не должен самостоятельно решать вопроса об атаке ядерных объектов Ирана. Это, мол, как родитель сыну-подростку говорит: "Ты, конечно, имеешь право сделать по-своему", но предполагается, что лучше бы он по-своему не делал, а слушался папу".
кадры космической съемки, переданные 10 каналом ИТВ


Второй важный аспект – исторический. Правда ли, что без американского разрешения Израиль не может рукой шевельнуть? Прежде всего, надо вспомнить, что если бы израильские руководители всегда слушались голоса из Вашингтона, само государство Израиль не было бы создано. Ключевые фигуры в администрации Трумэна решительно противились созданию государства Израиль, и накануне 14 мая 1948 года Бен-Гурион пошел наперекор советам США не торопиться с провозглашением еврейского государства, хотя оно и вытекало из резолюции 181 ГА ООН 1947 года. А США тогда ввели эмбарго на поставку оружия Израилю.

В 1949 году Бен-Гурион включил западный Иерусалим в состав государства, не обращая внимания на ООН. Кстати, США так и не признали в полный голос Иерусалим столицей Израиля. То есть Конгресс в 1995 году признал, но исполнительная власть умело торпедирует исполнение этого решения и перенос посольства в Иерусалим. 

1956 год. США отказываются продать Израилю нужное ему оружие, после чего соглашение о поставках оружия удалось заключить с Францией. Синайская кампания, которая, кстати говоря, была запланирована на октябрь именно для того, чтобы Соединенные Штаты, занятые предвыборной кампанией, не так активно вмешались в происходящее, завершилась блестящей победой. Но сразу после переизбрания на президентский пост Эйзенхауэр шлет грозное требование немедленно отвести войска с Синая и на этот раз Бен-Гуриону пришлось подчиниться.

Ситуация в 1967 году, перед Шестидневной войной очень напоминает нынешнюю:

1. Противник (тогда это была арабская коалиция, теперь Иран) бахвалятся своей силой и угрожают уничтожить "сионистское образование". В Израиле серьезно опасаются этой угрозы.

2. В Израиле преувеличивают силу противника. Скажем иначе: 45 лет назад благодаря превентивному удару и последующему ошеломительному разгрому грозная военная техника противника превратилась в груду металла или военные трофеи.

3. Переоценка сил врага сочетается с недооценкой собственных возможностей (разумеется, следует исключить тех лиц, кто об этих возможностях знает не понаслышке). Тогда генералы требовали "Эшколь, дай приказ!" Они знали, что способны реализовать смелые военные планы.

4. Вашингтон решительно не советует Израилю начинать первыми: Линдон Джонсон уверял израильтян, что они "не останутся одни, только если не станут действовать одни". При этом никаких мер по разблокированию Тиранского пролива западные союзники предпринимать не собирались.

5. США требуют от Израиля ждать разрешения кризиса дипломатическими средствами. США готовы поставлять Израилю оружие, чтобы он чувствовал себя в большей безопасности, только бы он не нападал.

Есть, разумеется, и отличия. Тогда - сплоченное перед лицом опасности общество,  Менахем Бегин, лидер оппозиции, готовый забыть давнюю вражду и призвать на пост премьера Бен-Гуриона, лишь бы это послужило стране. Теперь – безответственные политики и отставные служаки, стремящиеся напомнить о себе, чиновники, исходящие в своих действиях из опасений будущих комиссий по расследованию.

Тогда ЦАХАЛ не испугался атаковать 8 июня 1967 года у берегов Синая американский  разведывательный  корабль «Либерти», который шпионил за израильской армией. Теперь, когда американские шпионы в Израиле жалуются, что в их холодильниках еда переставлена, СМИ возмущаются ШАБАКом, но не задают вопроса, чем занимаются кадровые сотрудники ЦРУ на своих явочных квартирах. 

В 1973 году американский воздушный мост для снабжения ЦАХАЛа сыграл важную роль в войне Судного дня, но хорошо известна и двойственная позиция Киссинджера, который был не прочь позволить арабам немного проучить Израиль. 

1981 год. Нарастает напряженность на границе с Ливаном. Террористы из "фатхленда" неделями обстреливают приграничные  города и поселки. Под давлением США Израиль не проводит массированной операции, дожидаясь результатов дипломатической миссии Филиппа Хабиба. Менахем Бегин объясняет специальному посланнику Белого дома на Ближнем Востоке, что правительство Израиля не будет вести переговоров с террористами, ставящими своей целью уничтожение Израиля, и не дает своего согласия на то, чтобы кто-нибудь вел переговоры от его имени. Хабибу пришлось ответить, что он не собирается вести переговоры с ООП.

Госсекретарь Александр Хейг заявил, что США не поддержат израильское нападение, "в то же время мы не можем запретить Израилю защищать себя. Важно лишь, чтобы любой шаг, который он предпримет, был ответом на общепризнанную провокацию". Когда 3 июня 1982 года в Лондоне было совершено покушение на посла Израиля Шломо Аргова (он прожил еще 21 год парализованным инвалидом) - это стало поводом для Ливанской войны.

Как же ведет себя Вашингтон? Когда ЦАХАЛ окружил Бейрут, президент Рейган стал угрожать пересмотреть отношения с Израилем. Хейг поручает Халибу "занять в разговоре с Бегином жесткую позицию и убедить его начать вывод войск в 40-километровую зону". Рейгану тогда кадры бомбежек Бейрута напомнили военные хроники, которые молодым актерам показывали в Голливуде.  Он даже заикнулся о Холокосте, но Бегин его резко оборвал.

Преемник Хейга госсекретарь Шульц так подвел итоги ливанской войны. "Мы полностью поддерживаем защиту безопасности Израиля… На протяжении данного периода у нас существовала некоторая напряженность в отношениях. США выступали против  введения израильских войск в Ливан, были случаи, когда нам казалось, что Израиль применяет чрезмерную силу… Несмотря на это наши отношения остаются крепкими". Эти слова как нельзя лучше характеризуют общее состояние двусторонних отношений на протяжении последних десятилетий. Учитывать надо только одно обстоятельство: интересы США, а только они привели к союзу с Израилем, могут в один прекрасный момент оказаться в противоречии с защитой безопасности Израиля.

1991 год, война в Заливе. Премьер-министр Израиля Ицхак Шамир пришел к выводу, что интересам Израиля более соответствует принять позицию США и не вмешиваться в войну с Ираком, несмотря на обстрелы ракетчиками Саддама израильских городов. Израильский спецназ, впрочем, в Ираке, согласно позднейшим публикациям, действовал. Если бы Шамир решил, что в интересах страны послать летчиков на Багдад – он бы не колебался.

И, наконец, два атомных прецедента. В 1981 году США приостанавливают поставки оружия в Израиль после уничтожения Израилем ядерного ректора в Ираке. В 2007 году Ольмерт представляет американцам все возможные доказательства того, что объект под Дейр аз-Зуром – сирийско-северокорейский ядерный реактор, и получает добро на его уничтожение.

Сейчас проблема в том, что Израиль и США по-разному интерпретируют картину развития иранской ядерной программы и возможные сроки действий для ее ликвидации. Это не исключает сближения позиций, по крайне мере, военная машина США разворачивается так, чтобы быть готовой к любому развитию событий.

На снимке:сирийский реактор до и после атаки. Сирийцы залили бетоном следы разрушенного реактора.  Кадры космической съемки, переданные 10 каналом ИТВ